Почему не получился бизнес. Шторы Автосервис.

           В этой статье, меня попросили исследовать и прокомментировать ситуацию с не совсем удачным открытием одного бизнеса.

            Речь пойдет об организации автосервиса по ремонту, диагностике и доработке автомобилей.

            Группа молодых людей из трех человек, увлеченная автомобильной тематикой, решила создать бизнес.  Конечной целью их проекта было создание мультифункциональный центр для удовлетворения максимального количества услуг для автолюбителей.   

             Перед тем как открыть бизнес молодые люди взяли заказ на переделку автомобиля  Mercedes-Benz S-Class, для интернет-проекта на Youtube.

         

            Работы сделали у себя в гараже. О том, как менялась машина, в процессе переделки сняли 5 видео роликов. В совокупном количестве данные видео принесли 1000 000 просмотров. Этот прекрасный показатель придал воодушевление нашим молодым специалистам и после этого они приступили к делу. Тем более что после выхода видео роликов сразу стали появляться заказы от клиентов.

           Надо добавить к этому, что наши предприниматели также имели в своем распоряжении базу целевой аудитории в социальных сетях, на нескольких виртуальных площадках и это весьма помогло им в их дальнейшей работе.

             

 Они арендовали помещение размером 50 м2. В котором был один подъемник и два рабочих слота, купили дополнительное оборудование и инструменты и приступили к делу.

    Работали каждый день без выходных с 12 до 22 часов.

    При этом заработок был весьма скромный

            Автосервис просуществовал ровно полгода и за это время сумел обслужить 60 автомобилей, т.е десять машин в месяц. А всего обратилось за это время 200 клиентов.

Автосервис был закрыт и вот по каким причинам, на которые указывает один из участников данного проекта. 

 

  1. Количество заказов было намного больше, чем мы могли выполнить;
  2. Общая усталость коллектива, работа была без выходных;
  3. Недопонимание и споры в коллективе;
  4. Мы уперлись в размер помещения и количество рабочей силы;
  5. Не было финансовой возможности арендовать более просторное помещение под ведение бизнеса;
  6. В последние месяцы количество плохо выполненной работы начало сказываться на репутации нашего бренда и было принято решение расформировать автосервис.

 

         На что здесь стоит обратить внимание?

          Давайте разберем ситуацию с самого начала. Целью бизнеса было сформулировано                      

создание мультифункционального центра для удовлетворения максимального количества услуг для автолюбителей.

           В условиях современного мира охватить все, цель не реальная. Нельзя изучить все науки в мире, невозможно посмотреть все имеющиеся ролики на ютубе. Не возможно, оказывать все услуги по обслуживанию автомобиля с одинаковым уровнем качества и скоростью обслуживания, небольшим количеством сотрудников.

 

 

          Откуда берется качество у специалистов в конкретной области? От количества совершенных им однородных операций. Как говорят штангисты, все зависит от количества подходов. Если человек сто раз сделал одну и туже работу, то он обрел опыт в этом деле и уже знает, как сделать эту работу хорошо.

          Не сложно сто раз зажечь спичку, с этой работой можно справится за десять минут.  Сложно сто раз, отремонтировать какой либо непростой элемент автомобиля, особенно когда неисправность может возникать по десятку различных причин. На то что бы освоить эту работу, требуется, может год, может больше.

          Поэтому изначальная цель делать как можно больше разнообразных услуг по обслуживанию автомобиля, была ошибочной. В случае, когда у тебя нет опыта, в какой либо работе она будет занимать необоснованно много времени.

   Это обстоятельство, безусловно, явилось не последним фактором в небольшом количестве автомобилей, которые были обслужены за полгода.

    Конечно, самый лучший вариант на старте бизнес проекта прийти к пониманию того, что мы делаем в нашем бизнесе, а чего мы делать не будем.

   Но, если тема бизнеса не достаточно знакома и недостаточно исследована, как в нашем случае, то тогда следует применить такой подход и браться за любой вид  работ только ради эксперимента.  Однако все должны понимать, что это именно эксперимент и он ограничен во времени.

    Для чего нужен такой эксперимент? 

                    Для того что бы понять длительность тех или иных видов работ, их сложность, стоимость и маржинальную доходность.

                    Что бы собрать данную информацию достаточно было потратить четыре месяца, после этого проанализировать полученные результаты и отсечь те виды работ, которые не интересны. В основном наверное, это должны были быть те виды услуг, которые  требовали большого количества времени и приносили небольшой доход.

                  Существует такое правило, которое называется закон Парето. Еще он называется закон 20 на 80. Согласно, этого закона двадцать процентов усилий приносят 80% результата. И это действительно так. Обычно в бизнесе 20% товарного ассортимента или вида услуг приносит 80% финансового результата.

                  Если бы наши молодые предприниматели поступили таким образом. То смогли бы обслуживать и большее количество автомобилей и соответственно смогли бы зарабатывать больше.

                  Еще один не маловажный момент в этой истории, это ценообразование.  Насколько правильно была определена стоимость работ по обслуживанию автомобилей?

                 Авторы об этом умалчивают, но рискну предположить, что этому обстоятельству, не придали должного внимания.  Если спрос превышает предложение, как в нашем случае, то по всем законам экономики он выравнивается ценой, на предмет спроса.

              Например если десять человек готовы купить одно яблоко по 1 рублю, то за три рубля это яблоко будут готовы купить только три человека.

             Ценообразование это конечно фактор очень тонкий, здесь надо понимать рыночную стоимость той или иной услуги. Дороже чем у всех, навряд ли будут платить.  Но если есть сложный вид работ типа тюнинга автомобиля, где рынок организован слабо и качество решает все, можно поработать с ценой на данные услуги.

                Резюмируем то, о чем уже сказали:

       Выбор широкого количества услуг  на старте проекта и невнимательная ценовая политика на них, привели к тому, что спрос превысил предложение.

       А попытки отремонтировать как можно больше автомобилей при работе без выходных, привели к накоплению усталости, которая в этом случае является абсолютно обоснованной.

       Работать на рывок это чисто русское качество. В Европе ко всему подходят рационально и постепенно. А мы, сжав зубы, можем  поднять за раз столько, сколько ни одному европейцу не под силу.

      Но к сожалению работать на рывок долгое время нельзя. Всякий рывок ограничен во времени. И то, что наши молодые герои продержались так долго, работая без выходных по двенадцать часов, делает им честь.

      Как надо было поступить в данной ситуации?

               Если бы после трех четырех месяцев работы, был сделан товарный анализ, низко доходные работы были бы отсечены, то за счет этого, можно было бы нарастить объем работ в доходных заказах. На, что то, нужно было обдуманно поднять цены.  

              Доходы сервисного центра от этого бы возросли и за счет этих средств, можно было бы нанять дополнительных сотрудников, что бы организовать нормальный режим работы с наличием выходных дней.

             Но в нашем случае, к сожалению произошло не так. Люди накопили усталость, стали ошибаться и пошел брак. Естественно дальше, разрушать созданную репутацию бизнеса, на старте проекта не имело смысла и дело было закрыто.  

           На самом деле, подобный результат в данном проекте достоин сожаления и вот почему.

           Я считаю, что это весьма успешное начинание.

            В самом начале дела, они провели эксперимент, который позволил им убедится, в наличии спроса на те услуги которые они собирались оказывать.

            Это то, чего не хватает очень многим стартапам. Часто начинают без всякой проверки основной идеи бизнеса и потом выясняют, что не угадали со спросом.

             В нашем случае был выявлен достаточно большой спрос. Миллион просмотров на ютьюбе это очень серьезный показатель. Уже одного этого достаточно, что бы планировать не один сервис, а сеть сервисов, что бы создавать сразу, серьезный масштабный бизнес.

             Полгода работы дали весьма ценный опыт и статистику заказов. И всем этим можно теперь, весьма выгодно распорядится.

             Во первых с учетом всех накопленных знаний и опыта можно вновь открыть дело не совершая старых ошибок. Помещение для сервиса должно быть на порядок больше. Количество сотрудников должно обеспечивать нормальный график работы с выходными днями.

             Количество оказываемых услуг, должно быть ограниченно, теми видами, где за один трудовой час зарабатывается большая маржинальная прибыль.

             Необходимо уделить особое внимание рекламному продвижению данного бизнеса. Было бы неплохо продолжать снимать ролики для ютьюба с демонстрацией своих возможностей в области обслуживания автомобилей и того уровня качества, с которым это делается.

            Базу клиентов в социальных сетях, надо наращивать и интенсивно с ней работать, всеми существующими там, на сегодняшний день способами.

 

 

          Если открыть один сервис и отладить в нем все процессы, получить стабильный доход, настроить правильно рекламные коммуникации. То дальше возможно достаточно быстро построить сеть подобных сервисов.

          А это серьезный масштабный бизнес.  Построив сеть в одном городе, можно дальше продавать франшизу, или самостоятельно выходить в другие регионы.

         Но если всем этим заниматься не хочется, то думаю, что данный проект можно продать, если провести правильную предпродажную подготовку. 

         Можно продать как проект. Но лучше всего, все таки открыть сервис, отладить процессы и продать его, как готовый бизнес. В этом случае и доход будет от сделки гораздо больше и покупатели будут, более серьезные.

         Я думаю, мы рассмотрели все существенные обстоятельства данного проекта и больше к сказанному добавить нечего.

         Если Вам интересен подобный разбор бизнес стартапов, то пишите мне о своем опыте и мы сделаем из этого сюжет, интересный Вам и другим зрителям.