Про операции
Когда говорят о бизнесе, то говорят в первую очередь об управлении людьми на работе, в меньшей степени о маркетинге и совсем никто не говорит об операциях.
А на самом деле это одна из важнейших областей в бизнесе, которая сама по себе может быть маркетинговым преимуществом компании.
Что такое операции в бизнесе? Это взаимосвязанная цепочка действий различных сотрудников одной организации, направленных для достижения конкретной цели.
Давайте проследим, как человеческая деятельность и операции изменялись в процессе развития экономики.
Сначала было ремесленнечество. Ремесленик производил небольшой ассортимент продуктов в небольшом количестве, для весьма ограниченного круга потребителей. Никаких потребностей в эффективных операциях этот вид производства не испытывал. Ремесленник работал в основном один или в лучшем случае имел подмастерье. Он был сам себе голова и сам определял последовательность тех или иных действий.
Гончары, кузнецы, пекари, сапожники, производили свои продукты для одной или нескольких деревень.
Надо отметить, что время ремесленников это прекрасное время производства качественных товаров. Девиз ремесленников звучит так, «Прибыль превыше всего, но честь дороже».
Ремесленник делал очень качественные вещи по индивидуальным заказам. Сейчас это называется кастомизация. Но к сожалению высокий уровень индивидуальности изделия и его высокое качество занимали очень много времени.
Поэтому конечный продукт стоил не дешево и не каждый мог себе позволить его купить.
Ремесленники постепенно стали объединялись в артели и это конечно увеличивало количество продуктов, которое производил коллектив в отличии от индивидуала одиночки. В артели кстати, стали зарождаться зачатки будущего конвейера.
Молодые подмастерья в основном делали начальные заготовки будущих изделий, чем экономили время взрослых мастеров. За счет этого росла производительность труда и выпуск продукции.
Но все равно продукт оставался достаточно дорогим и был не по карману очень многим гражданам.
И вот на смену артельным объединениям, громыхая металлом станков и машин, на сцену экономического развития вышло производство.
Количество производимых продуктов резко стало расти, стоимость их стала снижаться, все большее количество людей могли их приобретать.
Над производством одного однородного продукта теперь трудилось большое количество человек. Возникла необходимость контроля и координации деятельности всех рабочих и служащих этого предприятия.
Важность процессов в производстве стала очевидной. Тогда стали появляться первые регламенты и должностные инструкции.
Простая схема позволяет взглянуть на любой процесс коллективного творчества с рациональной точки зрения
Вход ————————– процесс преобразования ——————- Выход
Эта схема позволяет анализировать как производство товаров, так и производство услуг.
С товарами думаю все понятно. Сначала на склад предприятия поступают комплектующие
Потом на различных участках производственного цикла из этих комплектующих собирают полуфабрикаты. И вот, наконец он готовый продукт.
То же самое с услугами. Представьте себе больницу. На входе этого заведения будет больной человек.
Потом начинается процесс преобразования и вот на выходе здоровый и счастливый человек.
Теперь когда мы с Вами знаем что на входе нашего процесса, из чего состоит процесс преобразования и что является выходом нашей деятельности мы можем приступить к анализу. Сколько людей задействовано в процессе преобразования создания товара или услуги. Сколько микроопераций, какова их последовательность.
Все это надо записать и отразить визуально, хоть на бумаге, хоть в отдельном файле на компьютере. Потом надо крепко порассуждать над полученным результатом и задать себе следующие вопросы:
- Можно ли сделать процесс преобразования дешевле, чем он есть сейчас. Может быть существующую работу, можно делать меньшим количеством человек. Как перераспределить обязанности, если отказаться от трех, пяти или десяти сотрудников.
Может быть можно так же уменьшить количество арендуемых площадей? Как разместить производственные участки более компактно?
- На каких участках производственной деятельности достигается качество конечного результата.
Насколько эти участки справляются с целями достижения качества продукции.
Можно ли сделать уровень качества выше, чем он есть сейчас? Что для этого надо сделать?
- На сколько быстро мы осуществляем свой производственный цикл?
Можно ли делать это быстрее без потери качества. Какие участки производственного процесса создают задержки, что с этим можно поделать.
Проектирование операций это процесс постоянного наблюдения и размышления
Мало кто понимает сегодня, что операции могут быть очень мощным маркетинговым преимуществом, бизнеса, не менее мощным, чем качественные востребованные продукты, которые изготавливает компания.
Обычно руководитель признают тот факт, что подавляющее количество процессов в компании, никто не создавал, они завелись сами.
Зачастую операционные циклы в некоторых бизнесах выглядят, как ситуация в известной басне. Лебедь, рак и щука
– Так бывает очень часто, вместо взаимосвязанной организованной деятельности, различные подразделения компании тянут телегу в разные стороны.
Вот цели, которые должны достигать хорошо продуманные операции:
– Делать вещи при меньших затратах
– Делать вещи правильно с первого раза
– Делать вещи вовремя
– Делать вещи быстро
– Делать разные вещи или делать вещи по разному.
Если операционная функция в компании отрегулирована в соответствии с перечисленными принципами. То лидерство на рынке, на котором работает эта компания, уже, где то рядом.
Недаром очень большое количество европейских компаний имеют в своем штате директора по операциям, в обязанности которого входит постоянное улучшение процессов.
На самом деле, если к этой работе подходить с пониманием, того что делаешь и пониманием того, что хочешь достигнуть, то это очень увлекательная и интересная работа
После того как процесс создан, его надо документировать, т.е. составить описание и создать необходимые должностные инструкции, для конкретных исполнителей. Если необходимо провести обучение сотрудников новым приемам и подходам.
Это все! Наблюдайте за процессами в своем бизнесе, убирайте все лишнее, прибавляйте к нему все самое лучшее и наслаждайтесь полученным результатом