Как устроен ваш бизнес
Пройдя достаточно длительный двадцатилетний путь в должности генерального директора различных бизнес компаниях я выработал свой собственный взгляд на бизнес вообще и то, как он устроен. В человеческом обществе принято, сталкиваясь с какими то, сложными понятиями передавать их смысл с помощью метафоры.
Бизнес часто сравнивают с автомобилем, или человеческим организмом, где все элементы и системы увязаны в единую конструкцию. Это хорошие метафоры, но автомобиль и организм это набор обязательных систем. И если один из элементов отсутствует в системе, то вся конструкция не работает.
А в бизнесе не так. Он больше похож на конструктор. Вы можете не использовать больший набор деталей входящих в комплект и построить то, что Вам хочется, с использованием небольшого количества деталей. В организме если печень не работает, то весь организм прекращает жизнедеятельность. В машине если не работает стартер, то он стоит на месте и функционировать не может. В бизнес компаниях, может не быть маркетинга вообще, или отсутствовать проектирование операций. Все это не мешает бизнесу существовать, иногда даже длительное время.
Любой бизнес состоит из трех основных систем:
- Маркетинг,
- Управление персоналом
- Операции и вспомогательные виды деятельности
Нет ничего такого в бизнесе, что не попадало бы в одну из трех, этих составляющих.
Что находится внутри системы маркетинга?
Рынки, клиенты, конкуренты, ценности потребителей, маркетинговые исследования, создание инноваций и новых продуктов, маркетинговые коммуникации, маркетинговая стратегия, миссия компании и еще большой ряд других элементов.
Можно сравнить маркетинг с добывающей и перерабатывающей сырье, фабрикой. Что добывается? Различные данные о рынках клиентах, конкурентах, и пр.
Потом из этих данных производится информация. Информация это связанная система данных, из которой можно сделать выводы и предположения. Данная фабрика может быть огромной, например как комбинат Норильский Никель. А может, представлять из себя, небольшой свечной заводик из пары небольших одноэтажных построек.
Что входит в систему управления персоналом.?
Лидерство, результативные команды, , найм и увольнение, мотивация сотрудников, Конфликты на работе, психологический контракт, планирование и контроль, проведение изменений и многое другое.
Честное слово многие компании обходятся без всего этого использую только должностные инструкции сотрудников скачанные в интернете для конкретных должностных категорий.
А зачем вообще нужны эти сложности в области управления людьми?
Я уже говорил, что маркетинговая фабрика изготавливает информацию. На основе этой информации руководство компании определяет цели, которые компания должна достигнуть.
И вот исполнение этих задач и целей возлагается непосредственно на персонал компании. Хотите компетентный персонал, нужна программа обучения и аттестации, хотите рывок в бизнесе, нужны результативные команды. Хотите высокую результативность сотрудников, нужна мотивация и контроль.
Чем больше элементов вы используете из области управление персоналом, тем более эффективна деятельность Ваших подчиненных.
Что входит в систему Операций и вспомогательных видов деятельности?
Если маркетинг собрал информацию, руководитель принял на основании нее решение, то люди, которые будут эти цели воплощать в жизнь, должны понимать, как это делать. Ведь для того, что бы создать товар или услугу надо предпринять ряд действий в определенной последовательности.
Количество действий их последовательность и участвующие в них сотрудники организации, все это есть предмет операций.
Здесь нормирование, ключевые показатели, контроль качества и многое другое.
Важность операций, к сожалению, зачастую недооценивается современным Российским бизнесом. А ведь на самом деле без тщательного планирования процессов, навряд ли получится сделать путь изготовления товаров и услуг эффективным. На западе должность директора по операциям в компании, явление настолько же распространенное, как и должность директора по маркетингу. У нас, к сожалению, это пока экзотика. Конечно, все зависит от масштабов компании. Но если бизнес может себе позволить отдел маркетинга во главе с директором, значит он уже достиг того масштаба что бы иметь и специалиста по операциям.
Мало кто понимает, что процессы в компании могут быть весьма серьезным конкурентным преимуществом этой организации. Операции должны обеспечивать качество на каждом этапе этой цепочки, низкую «затратность» процесса, укладываться в минимально возможное время.
Таким образом операции не менее важный вид деятельности чем маркетинг.
Вспомогательные виды деятельности в каждой компании индивидуальны. Для кого то, это бухгалтерия, для кого логистика, для кого найм персонала. Это все то, что можно отдать на аутсорсинг.
Мы рассмотрели все три основные системы любого бизнеса.
Именно в этих трех областях и вершатся успехи и неудачи всех бизнес компаний и начинаний.
В следующих своих статьях я планирую рассказать о том, какие элементы из данных систем и какое их правильное применение могут привести к желаемым целям развития и укрепления бизнеса.
Я не собираюсь читать академические лекции из учебника. Я попробую рассказать, как это работает на практике и какую пользу может принести. Я приведу примеры полезности того или иного элемента из собственного опыта, или того чему был свидетелем.
Если кто то, из тех, кому это будет интересно, сможет применить на своей практике то, о чем узнает от меня и получит от этого пользу, я буду считать свою цель достигнутой.