Что такое миссия и зачем она нужна организации
Я считаю, что миссия, по сути есть в любой компании только она может быть осознанной и задекларированной, а может быть не осознанной.
Миссия это ответ на вопрос, зачем вообще существует организация и что она делает для достижения этой или этих целей. В случаях когда миссия не задекларирована, ее можно узнать и сформулировать из конкретного поведения организации на рынке, из ее отношения к собственным сотрудникам и клиентам
Когда у меня была такая возможность я часто задавал вопрос, в тех компаниях где я начинал работать и в тех компаниях с которыми сотрудничал. Какая у Вас миссия?
Часто я слышал в ответ. «А Что это такое?» или «Понятия не имею.»
Тогда я спрашивал, объясни мне пожалуйста, чем занимается Ваша компания и для чего она это делает. Что бы было проще, я приводил примеры миссий известных компаний и объяснял, как их надо понимать. После этого люди осмысливали ответ, на мой вопрос и мне приходилось слышать следующие формулировки:
Наша цель сделать собственника компании богаче. Для этого мы каждый день приходим на работу продавая клиентам продукты не высокого качества позиционируя их как продукты с высокой репутацией.
Или мы зарабатываем деньги для акционеров поставляя своим клиентам широкий ассортимент продуктов, при этом постоянно создавая им проблемы в сроках доставки заказов и отсутствия нужных ассортиментных позиций на складе компании. (в этой компании были хронические проблемы с логистикой).
Каждая организация может провести опрос своих сотрудников и предложить им ответить честно на эти два вопроса
Первый. Как вы думаете зачем, существует наша компания? и второй. Что мы делаем для достижения этого. Надо только обеспечить гарантированную анонимность этого опроса. Ну например поставить в вестибюле офиса опечатанную урну в которую все сотрудники в течении нескольких дней могут опускать свои ответы.
Поверьте, что потом весьма интересно будет почитать, что там написано. Ценность этой процедуры в том, что создается возможность узнать, что сотрудники вообще думают, о своей компании и о том чем она занимается. При этом хронические проблемы, существующие длительный срок типа плохой логистики, или плохое качество производства, уже выглядят не как проблемы, а как некие ценности, которым организация привержена.
Формулирование текущей ситуации в компании через формулу миссии, весьма мощный инструмент, мотивирующий руководителей и собственников компании к проведению необходимых изменений. Но не стоит заниматься этим экспериментом, если руководство компании не готово потом изменять ситуацию к лучшему. Сотрудники, осмыслив, что такое их организация на самом деле могут впасть в состояние достаточно сильной демотивации.
Вторая проблема не задекларированной миссии в том, что люди неправильно формулируют предназначение своей компании. Например, если спросить сотрудника аптеки, чем занимается ваша компания он ответит:
– «Продает таблетки.»
А можно сформулировать это другими словами
Мы улучшаем жизнь людей, предоставляя качественные медицинские препараты.
Ведь по сути больным людям не таблетки нужны, они хотят вылечить свои болезни и быть здоровыми.
Сотрудник компании продающей самокаты, так и скажет «мы продаем самокаты». Но ведь потребитель посредством самоката достигает, какие то свои цели. Например удобно ездить на работу или в магазин, или просто получать удовольствие от катания по городу. Вот это и должно быть отражено в миссии. Кто то скажет, а что изменится, если красиво сформулировать миссию. Как продавали таблетки, так и будем продавать. Совсем не так. Если Вы написали, что предоставляете людям качественные медицинские препараты и заявили об этом публично, то Вам деваться некуда, придется построить систему проверки и контроля качества, тех препаратов, которые Вы покупаете у поставщиков и предлагаете своим клиентам.
Вот это обстоятельство зачастую удерживает многие компании от формулирования миссии. Проще не брать на себя никаких обязательств, чем взять и не выполнить. Тогда прощай репутация, а за ней и весь бизнес. Вот пара миссий ясных и понятных
- Миссия ТЕРВОЛИНА: Качественную, комфортную обувь и отличное обслуживание – каждому покупателю!
.
- Миссия Дарья: Освобождать время потребителей для полноценной жизни, производя высококачественные продукты легкого приготовления.
Многие компании в миссии формулируют не только суть того что они делают для потребителя. Но и включают туда свои ценности в области потребителей, сотрудников и акционеров. Ну например:
- Миссия Microsoft: Наша миссия Майкрософт состоит в том, чтобы помочь людям и бизнес-организациям по всему миру полностью реализовать свой полный потенциал. Для достижения этой цели требуются талантливые, энергичные, яркие и творческие люди, обладающие следующими достоинствами: добросовестность и честность, энтузиазм, открытость и уважение, готовность решать сложные проблемы, самокритичность и ответственность.
Или вот.
- Миссия АвтоВАЗ: Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества.
Есть миссии, которые просто бросают потрясающий вызов для собственной организации и всех ее сотрудников.
Миссия Amazon: Быть «самой заботящаяся о клиенте компанией на Земле».
Вот попробуйте сначала заявив о себе такое, потом продать своему клиенту брак или чем то обидеть его при обслуживании. Сразу закидают грязными тряпками.
Компания Сони перед тем как начать свою деятельность сформулировала цели своего существования. Они выглядели следующим образом.
« Создать условия, при которых люди могут быть сплочены единой целью и совместной командной работой. Исповедующие эти идеалы да соединятся для их воплощения».
Заметь те, ни слова про электронику. Хотели бы работать в такой компании? Я бы, очень хотел.
После формулирования миссии все работники компании от собственника до охранника становятся ее заложниками. Миссия становится силой, которая принуждает всех исполнять ее принципы.
Нельзя написав, что компания любит своих сотрудников и делает все для того, что бы они реализовали свой творческий потенциал, а после этого грубо оскорблять своих подчиненных на совещании. Больше того и критика ошибок при таком лозунге должна носить мягкий и конструктивный характер. А отношения между руководителем и подчиненным, должны напоминать отношение учителя со своим учеником.
Поэтому, стоит десять раз подумать всем участникам процесса создания миссии над ее содержанием, прежде чем ее объявлять.
Теперь к вопросу, а зачем нужна миссия. Это очень мощный инструмент изменения содержания компании. Сильная миссия как локомотив будет тянуть за собой всю организацию. Надо только что бы у руля компании стояли люди, которые могут ее реализовать. Ценности руководителей должны соответствовать ценностям, заявленным в миссии. Нельзя любить людей если привык окружающих за все осуждать. Одним словом если отвечать на вопрос как лучше, с миссией или без. То ответ такой, лучше с миссией. Если миссии нет, то мы просто зарабатываем деньги для своих акционеров и для себя. Стоит ли при таком порядке дел сильно гореть на работе, навряд ли.
Как создавать миссию?
Я предлагаю два варианта:
- Позвать экспертов в этой области. Грамотные специалисты проведут необходимые исследования, выяснят предпочтения различных групп в организации, собственников, руководителей, сотрудников и предложат набор вариантов.
- Организовать этот процесс в компании без участия посредников. Для этого надо собрать весь коллектив организации и правильно сформулировать цель.
После чего прибегнуть к мозговому штурму.
Я лично сторонник смешанного варианта. Если руководитель не уверен в том, что у него все получится, лучше пригласить в процесс создания миссии специалистов, но сотрудники организации не должны остаться в стороне.
Процесс формулирования миссии это мощнейший инструмент повышающий лояльность, эффективность и работоспособность персонала. Если сотрудники прошли через процесс создания миссии и коллективно ее сформулировали, значит, они сознательно взяли на себя ответственность по ее достижению.
Дальше надо грамотно этим обстоятельством управлять.
Зачастую сформулированная миссия требует, проведения некоторых изменений в компании. Нельзя заявить о том, что наша компания предоставляет самые качественные товары и не построить систему, гарантирующую это качество. Нельзя заявить о том, что компания будет предлагать самую низкую цену в этом потребительском секторе, без понимания того, каким способом это достигается.
Пример полезности миссии. Как это работает на практике.
Сначала пример из жизни. Так будет нагляднее:
Предположим один молодой человек, примерно так смотрит на свое будущее: Ну вот закончу школу потом наверное пойду в технический Вуз, или на Юрфак, но можно подумать и об актерском направлении, сейчас это хлеб с маслом, можно удачно попасть в какой либо сериал и до конца жизни в нем сниматься.
Другой молодой человек смотрит на свое будущее по другому. Он хочет стать летчиком. Для этого он понимает, что должен закончить школу на отлично и иметь прекрасное здоровье. Тогда он с большой вероятностью поступит в летное училище. Поэтому он проводит все свободное время за учебниками и в спортзале.
Каждый из этих молодых людей имеет свои планы на будущее, но у второго это оформлено в конкретную цель, с планом ее достижения, а у первого цели размыты и нет никаких планов по их достижению.
Так же с миссией. Если она есть. То есть цель, которую нужно достигать. Если конкретной цели нет, то следуем общему правилу, просто зарабатывать деньги.
Теперь пример из бизнеса: Была обычная парикмахерская. Приходили клиенты, мастера парикмахерской их спрашивали, что они хотят и стригли на основании полученных предпочтений. Тихий, милый спокойный бизнес. Но к сожалению очень сильно конкурентный. Рядом открылись два салона красоты и существенное количество постоянных клиентов этой парикмахерской забрали себе.
Собственник задумался о том, что делать в данной ситуации. Надо было, что то менять, что бы защитить свой бизнес, но не было понятно, что. Собственник собрал сотрудников и задал им вопрос Давайте разберемся чем мы вообще здесь занимаемся? Что мы продаем ,на самом деле своим клиентам и что они у нас покупают?
Пара часов живого обсуждения привела коллектив к пониманию того что их клиентам нужно на самом деле.
Они сформулировали это так. «Вы должны получать удовольствие от того как Вы выглядите и находить подтверждение своей привлекательности в глазах окружающих». Данную миссию, оформили в виде красочного плаката и разместили, в самом в заметном месте. Сотрудники читали этот текст десятки раз на дню. Постепенно ситуация стала меняться. Собственник отправил мастеров на обучение по созданию модных причесок. Мастера, получив знания стали применять их на практике. Во многих случаях они уже не спрашивали своих клиентов, какие им сделать виски и какой длинны челку оставить. В их работе появилась творческая составляющая, они в месте с клиентом, творили его образ и получали от этого весьма сильные впечатления. После стрижки клиенту предлагалось за небольшую скидку заполнить анкету удовлетворенности и написать свои предложения по улучшению обслуживанию. Благодаря этим рекомендациям в зоне ожидания появилась музыка, аквариум свежая пресса. Был сделан ремонт помещения и его светлые стены украсили фотографии лучших работ сотрудников. После проведения эффективной рекламной акции в пределах микрорайона где располагалась парикмахерская, ситуация быстро изменилась к лучшему и в количестве клиентов и в доходности всего предприятия.
Вот в принципе пример того, как миссия может изменить весь бизнес и привычное лицо сложившегося предприятия.